Что такое лейкоплакия шейки матки

Лейкоплакия шейки матки – гинекологическое заболевание, сопровождающееся утолщением эпителия на шейке матки. Постепенно ороговевшие участки могут привести к образованию злокачественной опухоли в полости матки. Лейкоплакии шейки матки в большей степени подвержены женщины репродуктивного возраста.

К причинам развития лейкоплакии шейки матки относят:

• гормональные нарушения;
  • заболевания щитовидной железы и надпочечников;
  • инфекции, передающиеся половым путем;
  • нарушения работы яичников;
  • эрозия шейки матки;
  • воспалительные заболевания органов малого таза;
  • раннее начало половой жизни;
  • повреждения шейки матки, возникающее при диагностических и лечебных процедурах, травме;
  • мутация гена, который отвечает за подавление роста опухолевых клеток.

Иногда лейкоплакия возникает на фоне дисплазии и опухоли шейки матки.

Кроме непосредственных причин развития заболевания, гинекологи признают значимость индивидуального анамнеза и образа жизни женщины. Выделяют такие факторы риска:

• нарушение менструального цикла;
  • курение;
  • частое употребление спиртных напитков;
  • незащищенные половые связи;
  • лучевая терапия органов малого таза;
  • дефицит витаминов и микроэлементов в организме;
  • болезни обмена веществ;
  • обнаружение лейкоплакии шейки матки у близкой родственницы.

Устранение перечисленных факторов считается эффективным методом профилактики патологии.

Лейкоплакия шейки матки характеризуется следующими симптомами:

• зуд;
  • избыточные вагинальные выделения;
  • новообразования и трещины на слизистой;
  • боли во время менструации;
  • сухость влагалища и дискомфорт;
  • выделения со следами сукровицы после интимной близости.

Основным признаком заболевания считаются бляшки различной формы с четкими или размытыми границами. Пятна может обнаружить только врач, поскольку они выделяются над поверхностью слизистой.

Появление частых маточных кровотечений, которые не связаны с менструацией, и болевые ощущения могут свидетельствовать о преобразовании лейкоплакии в злокачественную опухоль.

Виды

Лейкоплакия шейки матков бывает 3 видов:

1. Простая. Патология носит доброкачественный характер. Она сопровождается огрубением наружного слоя эпителия и избыточным делением клеток. Значительные морфологические изменения клеток базального слоя отсутствуют.
  2. Пролиферативная или чешуйчатая. Для такой лейкоплакии характерно появление специфических морфологических изменений в виде плотных наростов.
  3. Эрозивная. Появляются трескающиеся и кровоточащие образования. Поскольку в них имеются атипичные клетки, патология считается предраковым состоянием.

Диагностика

При обнаружении симптомов и факторов риска заболевания следует записаться на прием к гинекологу. Во время консультации врач-гинеколог изучает анамнез и жалобы пациентки. Затем он проводит первичный осмотр половых органов. Он включает пальпаторное исследование и применение зеркал для оценки состояния эпителия шейки матки и влагалища. При обнаружении подозрительных изменений врач назначает лабораторные и инструментальные исследования:

1. Кольпоскопия. Осмотр шейки матки происходит с помощью специального устройства – кольпоскопа, что позволяет гинекологу оценить состояние эпителия при значительном увеличении, уточнить характер лейкоплакии и размеры поражения слизистой.
  2. Пробы Шиллера. Позволяют обнаружить малозаметные и сомнительные очаги. Пораженные участки окрашиваются раствором Люголя. Атипические клетки не меняют цвет.
  3. Биопсия и гистология образцов, взятых в цервикальном канале и шейке матки. Диагностика направлена на исключение онкологии.
  4. Анализ крови. В процедурном кабинете производится забор венозной крови у пациентки для обнаружения признаков воспаления и инфекции.
  5. ПЦР-диагностика. Проводится при подозрении на ВПЧ-инфекцию.

Все исследования проводятся на современном оборудовании, что позволяет получить достоверные результаты в течение нескольких дней. Дополнительно могут потребоваться консультации с эндокринологом, урологом и онкологом. После постановки диагноза лейкоплакии пациентка получит необходимую терапевтическую и оперативную помощь.

Лечение

Перед началом лечения следует устранить очаг воспаления. Для этого врач назначает антибактериальные, противовирусные и противохламидийные препараты. Во время лечения пациентка должна отказаться от половой жизни на 1-1,5 месяца. Продолжительность сексуального воздержания зависит от того, насколько быстро восстановятся повреждённые ткани шейки матки. Также во время лечения важно укреплять иммунитет при помощи витаминных комплексов. Рекомендуется откорректировать режим питания, включив в рацион овощи, фрукты, ягоды.

Для удаления лейкоплакии шейки матки используются ряд методов:

1. Криотерапия. Одна из самых эффективных и безболезненных методик, суть которой заключается в удалении патологических участков с помощью жидкого азота. Процедура позволяет избавиться от поверхностных предраковых процессов, при этом отсутствуют кровотечения, рубцы практически незаметны, сохраняется эластичность матки.
  2. Лазеркоагуляция. Популярная методика, которая подходит практически для всех категорий пациенток благодаря безболезненности, минимальной травматичности и быстрому заживлению. Процедура эффективна для лечения обширного поражения тканей влагалища и матки.
  3. Электрокоагуляция. Суть процедуры заключается в удалении очагов поражения при помощи токов высокой частоты. Методика считается травматичной и предусматривает длительный период восстановления.
  4. Химическая коагуляция. Применяются специальные препараты, содержащие органические и неорганические кислоты. Они оказывают коагулирующее действие на эпителий, уничтожают очаги поражения.
  5. Радиоволновая деструкция. Самая современная методика, которая отличается безболезненностью, быстрым проведением, отсутствием рубцов и изменений формы шейки матки. Патологические ткани на шейке матки удаляются при помощи радиоволнового ножа. Процедура не требует анестезии, исключает септические осложнения и кровотечения.

Если патология сопровождается тяжелой деформацией и гипертрофией шейки матки, или во время обследования обнаружена значительная степень атипии клеток, потребуется полное и частичное удаление шейки матки. Ампутация проводится двумя способами: лапароскопически или через влагалище. Дополнительно может использоваться электрический ток, лазер, ультразвук, радиолучи. Длительность операции – 30 минут. Применяется местный и общий наркоз.

В период реабилитации важно соблюдать следующие правила:

1. Отказаться от посещения сауны, бани, принятия горячей ванны, спринцевания в течение 1,5 месяца.
  2. Исключить купание в общих бассейнах и открытых водоемах.
  3. Не поднимать предметы, которые весят более 5 кг ближайшие 1,5 месяца.
  4. Не использовать влагалищные тампоны.
  5. Тщательно соблюдать правила личной гигиены.
  6. Не заниматься физическими упражнениями.
  7. Не принимать аспирин, чтобы не усилить кровянистые выделения и кровотечения из шейки матки.
  8. Ограничить употребление алкогольных напитков.

Прогноз

Когда заболевание диагностируют у молодой нерожавшей женщины, то для лечения врач выбирает щадящие методы, которые не станут причиной возникновения рубцов на шейке матки. Если после курса лечения были устранены фоновые факторы и не диагностирована папилломавирусная инфекция, то пациентка может рассчитывать на благоприятный прогноз. Однако при сохранении первопричины лейкоплакии шейки матки возможно ее манифестное течение и переход патологии в цервикальный рак. Поэтому пациентке рекомендуется проходить гинекологический осмотр раз в 6 месяцев.

Профилактика

Для предотвращения появления лейкоплакии шейки матки необходимо применять такие меры профилактики:

1. Обращаться к гинекологу при возникновении неприятных симптомов и своевременно лечить воспаления органов половой системы.
  2. Исключить травмирующие воздействия не шейку матки (в процессе лечения, аборта).
  3. Соблюдать интимную гигиену.
  4. Контролировать индекс массы тела.
  5. Использовать барьерную контрацепцию во время полового акта.
  6. Устранять нарушения менструального цикла.
  7. Заниматься спортом.
  8. Ежегодно сдавать цитологический мазок для проверки наличия изменений клеток, связанных с ВПЧ и различных патологий шейки матки.