Лечение крауроза вульвы лазером

Крауроз — заболевание, при котором кожно-слизистый покров вульвы сморщивается, становится очень сухим, хрупким и тонким. На первый взгляд болезнь вызывает только дискомфорт, но это не так. На самом деле крауроз относится к предраковым состояниям — у 20–50% пациенток на его фоне со временем развивается онкология половых органов. Чтобы не допустить этого, важно своевременно пройти лечение крауроза.

Дальше расскажем, при каких симптомах нужно насторожиться и почему стоит пройти лечение крауроза лазером.

Как проявляется крауроз

При краурозе происходят атрофические и дистрофические изменения кожи и слизистых, которые проявляются такими симптомами:

• отечностью и покраснением больших и малых половых губ;
  • постоянным зудом и жжением в области половых органов, которые провоцируют дискомфорт и могут стать причиной невротических расстройств;
  • слизистые оболочки и кожа наружных половых органов становятся истонченными, сухими, теряют эластичность.

По мере развития заболевания патологический процесс затрагивает клитор, перианальную область и кожу промежности. Волосы на половых губах выпадают, резко сужается просвет входа во влагалище, наружные половые органы атрофируются. На поздних стадиях заболевания кожа и слизистые стягиваются, становятся морщинистыми, похожими на мятую бумагу.

Как лазер помогает устранить крауроз

Эрбиевый лазер эффективен на ранних стадиях развития крауроза. Его эффект основан на термическом воздействии: лазер прогревает ткани, но не выжигает их. После прогревания происходит следующее:

• Активизируется выработка естественного коллагена, который отвечает за удержание в тканях воды и их упругость.
  • Расширяются кровеносные сосуды, а значит, кровоснабжение тканей улучшается.
  • Улучшается естественная регенерация тканей: организму становится проще обновить пораженные краурозом клетки.

За счет этого удается устранить зуд и жжение, избавиться от отечности и покраснения, нормализовать состояние истонченной кожи и слизистых оболочек.

Какие обследования стоит пройти перед лазерной терапией

Чтобы подтвердить крауроз и определить, нужно ли лазерное лечение, женщина проходит комплексную диагностику:

• кольпоскопию — осмотр влагалища, вульвы и шейки матки с помощью специального микроскопа;
  • сдает несколько анализов — соскоб с шейки матки и цервикального канала для цитологического исследования, а также мазок из влагалища и уретры для микроскопического исследования;
  • анализы на венерические заболевания.

Если крауроз подтверждают и при этом не выявляют противопоказаний к лазерному лечению, пациентку направляют на процедуру.

Как проходит процедура лазерного лечения крауроза

Гинеколог проводит лазерную терапию с помощью эрбиевого лазера Fotona. Врач последовательно обрабатывает промежность, малые и большие половые губы, вход во влагалище — все участки, пораженные краурозом.

Процедура длится 30–40 минут и не требует анестезии. Как правило, большинство пациенток чувствуют только тепло и вибрацию. Дискомфорт может возникать при обработке участков с большим количеством сосудов и нервных окончаний — половых губ, входа во влагалище и клитора. В этих областях женщина может чувствовать сильное тепло и даже жар. Если перетерпеть эти ощущения невозможно, врач уменьшает интенсивность работы лазера или прерывается на несколько минут — чтобы кожа остыла.

Как правило, высокая термочувствительность беспокоит только во время первой процедуры. Следующие сеансы женщины даже с низким болевым порогом переносят гораздо легче.

Восстановление после лазерного лечения

После воздействия лазера ткани восстанавливаются быстро и естественным путем. После сеанса женщине не нужно оставаться под наблюдением врача, она может заниматься привычными делами. В первые 4–5 дней после процедуры, пока на тканях еще остается незначительная припухлость, достаточно лишь придерживаться некоторых ограничений:

• не жить половой жизнью;
  • не использовать тампоны, вагинальные кремы и мази;
  • отказаться от посещений бани, сауны, общественного бассейна;
  • вместо ванны принимать душ, а в первый день после процедуры желательно вообще избегать контакта кожи с водой;
  • носить вместо синтетического белья натуральное хлопковое, которое не трет.

Противопоказания к лечению крауроза лазером

Лазерное лечение не проводят, если на фоне крауроза уже развилась онкология. Также процедура противопоказана беременным и кормящим матерям, женщинам с тяжелыми заболеваниями сердечно-сосудистой системы, почек и печени. Кроме того, к противопоказаниям относятся незалеченные венерические заболевания, в том числе сифилис, генитальный герпес и другие.

Мифы и заблуждения о процедуре

Миф 1. Для лечения крауроза используют только эрбиевый лазер

На самом деле это не так. Кроме эрбиевого, также используют CO2 лазер — принцип его действия и результат процедур отличается. Так, эрбиевый лазер воздействует на поверхностные слои кожи и позволяет запустить естественные процессы регенерации без повреждения тканей. После облучения эрбиевым лазером на коже и слизистой остается лишь незначительное покраснение, которое быстро проходит.

CO2 лазер проникает в глубокие слои кожи и действует по принципу абляции, то есть выжигает патологические клетки. На их месте растут новые, здоровые. Лечение СО2 лазером хоть и считается щадящим, после него остаются следы, которые заживают в течение нескольких недель. В целом лечение эрбиевым лазером считается косметологической процедурой. А воздействие СО2 лазером относят к щадящим хирургическим вмешательствам.

Миф 2. Чтобы избавиться от крауроза, достаточно одной процедуры

К сожалению, это не так. При воздействии эрбиевым лазером первые результаты становятся заметны только через 2–3 процедуры. А пациенткам с запущенным краурозом может понадобиться до 4–5 процедур. После такого количества сеансов существенно уменьшается зуд и жжение, женщина испытывает меньше дискомфорта. Но это не значит, что нескольких процедур достаточно — в целом курс лечения эрбиевым лазером занимает 12–14 процедур.

Миф 3. Лазерное лечение помогает избавиться от крауроза навсегда

Это еще одно заблуждение о результатах лазерного лечения. Облучение эрбиевым лазером помогает существенно уменьшить или полностью избавиться от проявлений крауроза надолго, но не навсегда. Как правило, эффект после курса процедур сохраняется в течение одного-полутора лет. Затем лазерную терапию нужно проходить повторно, чтобы поддерживать результат и дальше.